Карьерный навигатор
Профессиональный старт
Как правильно пройти собеседование
![]() |
В апреле 2019 года Уфимский торгово-экономический колледж принял участие в Уфимском международном салоне образования, который проходил на площадках ВДНХ-Экспо. В рамках салона колледж представлял экспозицию из двух специальностей: Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров и Организация обслуживания в общественном питании. Студенты специальности Товароведение и экспертиза демонстрировали элементы экспертизы качества потребительских товаров, а студенты специальности Организации обслуживания проводили демонстрацию нетрадиционных способов заваривания кофе. Указанные демонстрации вызывают живой интерес о посетителей выставки. По итогам Уфимского международного образовательного салона "Образование будущего" Уфимский торгово-экономический колледж занял 3 место в конкурсе экспозиций профессиональных образовательных организаций, так же был награжден благодарственным письмо и сертификатом участника. |
Психологический практикум:
Как эффективно студенту колледжа найти работу на рынке труда
Уважаемый будущий специалист! Вы подошли к завершающему этапу обучения в нашем колледже. Впереди – ответственный шаг – выбор рабочего места, построение карьеры, а значит, и собственного благополучия. Надеемся, что полученные профессиональные знания составляют ваш достойный багаж. Но сами по себе они не могут обеспечить вам достойной работы. В конкурирующих с другими условиях вам необходимо уметь заинтересовать работодателя, расположить его к себе, максимально полно и выигрышно представить свои личные и профессиональные качества.
Общая идея эффективных действий при приеме на работу прямо вытекает из основ рыночной экономики. Вы – продавец собственного «товара», предлагающий свои знания, умения, квалификацию, молодость, энергию, желание работать и быть полезным покупателю, и вам необходимо уметь убеждать, что ваш «товар» лучший.
С чего начинается продвижение вашего «товара», или из чего складывается трудоустройство? Как всякому продавцу, вам нужно, прежде всего, знать достоинства и недостатки своего «товара». Объективно проанализируйте свои профессиональные возможности, а также все то, что может оказаться полезным для поиска работы (опыт, умения, хобби и пр.). Анализируя публикуемую в прессе различными организациями (фирмы, предприятия и т.п.) информацию о вакансиях и требованиях к кандидатам на предлагаемые должности, нами был выделен следующий список качеств-требований:
- знания в области своей специальности;
- владение компьютером;
- знание иностранных языков;
- знания в области экономики или менеджмента;
- способность к обучению новым навыкам;
- хорошее здоровье;
- навыки вождения автомобиля;
- общий уровень культуры, отражающийся в грамотной речи и умении достойно себя вести;
- привлекательный внешний вид.
Составьте для себя как можно более полный «портрет» требуемого специалиста, на должность которого вы претендуете, это поможет вам быстрее сориентироваться и быть оперативным в собственных предложениях для работодателя. Особенно это полезно в ситуации продолжительных собеседований.
Имея представление о будущей работе, следует подумать о том, какая организация – большая корпорация или небольшая фирма – отвечает вашим интересам. Предлагаемая в таблице информация поможет вам сориентироваться в том, что их отличает.
Особенности социально-психологических процессов в большой и малой организации
Большая компания |
Маленькая фирма |
Попасть сравнительно легко потому, что почти всегда есть вакансии |
Попасть трудно, так как вакансии появляются редко |
Как правило, от кандидатов требуется узкая специализация |
От кандидатов требуется широкая специализация |
Самостоятельность и творчество ограничиваются |
Самостоятельность и творчество приветствуются |
Отношения преимущественно формальные, функциональные, вследствие чего работник может страдать от одиночества |
Отношения преимущественно теплые, семейные, дружеские. Нет места переживаниям одиночества |
Компания предоставляет много дополнительных льгот, включая обучение за счет фирмы |
Мало дополнительных льгот и отсутствие возможности учиться за счет фирмы |
Много конкурентов |
Мало конкурентов |
Следующим этапом вашего трудоустройства будет поиск конкретного места работы. Для того, чтобы получить информацию о вакансиях, необходимо активизировать усилия одновременно по всем возможным информационным каналам:
- отдел по трудоустройству при ТПУ;
- городские, районные центры занятости населения;
- объявления в газетах и журналах, специальных бюллетенях, реклама на радио и ТВ, реклама на улице;
- сообщения знакомых, друзей, коллег, соседей;
- информация по каналам профессиональных и общественных организаций;
- отделы кадров предприятий и учреждений, организаций и служб;
- Интернет;
- ответы на ваши запросы;
- газетные статьи о расширении производства или создании новых предприятий.
Следует также знать, что на рынке труда, наряду с явными вакансиями, о которых работодатели заявляют, существуют еще вероятные рабочие места, которые либо освободились недавно и пока не заявлены, либо явной нужды в работнике нет, но при наличии достойной кандидатуры могут быть вновь созданы.
Место работы вы предварительно нашли, что дальше? Соберите как можно больше информации о том, где вы собираетесь работать.
Сбор информации о потенциальном месте работы
Понимая всю очевидность пользы предварительного знакомства с организацией, в которую вам хотелось бы устроиться на работу, давайте поговорим о том, какими способами можно осуществить это знакомство. К этим способам относятся:
- изучение продукции или предлагаемых этой организацией услуг;
- изучение рекламы, брошюр и информационных проспектов об организации;
- поиск публикаций о ней в периодических изданиях. Таким способом можно узнать о конкурентах фирмы, о штате сотрудников и о многом другом;
- нахождение общего языка или простая беседа с человеком, работающим или работавшим в этой организации. Он сможет рассказать вам массу интересных и полезных вещей, но не забывайте о том, что в этом случае вы познакомитесь с субъективным мнением, и не принимайте эти советы близко к сердцу.
Что полезно знать о фирме, в которой вы хотите получить работу
- Ее полное название, местонахождение главного филиала, длительность существования.
- Финансовое положение на рынке (тенденции развития за несколько лет).
- Продукцию и ее конкурентоспособность на внутреннем и международном рынке.
- Кадровую политику, организацию системы отбора и найма сотрудников, состояние текучести кадров, репутацию фирмы и пр.
Итак, вы выбрали фирму (предприятие, организацию), в которой вам хотелось бы работать. Как устроиться на работу? Для начала – сообщить о себе, о ваших намерениях и постараться вызвать к себе интерес.
На начальных этапах для этого подходят:
- объявления,
- телефонный разговор,
- резюме,
- письмо-запрос.
После того, как нужное объявление о вашей предполагаемой будущей работе вами найдено, или вы, проявив инициативу (резюме, объявление, письмо-запрос и пр.), получили предложение от работодателя о встрече для решения вопроса: брать или не брать вас на работу, следующим важным этапом является собеседование.
Собеседование пройдено, и вы узнаете, что вас все-таки не приняли на желаемую должность, не отчаивайтесь и не падайте духом, а держите удар и с удвоенной силой, проанализировав причины случившегося, принимайтесь вновь за поиски работы. Отказ в должности – болезненное переживание, но к этому надо относиться спокойно. Главное – осознать причину отказа и постараться не повторять ее в дальнейшем.
Основаниями для отказа в работе может быть целый ряд причин, которые мы сгруппировали в 5 групп:
- Имидж.
Жалкий внешний вид; неряшливость, иными словами, непрезентабельность вашего материализованного резюме. - Образование и культура.
Мало знаний по специальности; отсутствие понимания ценности опыта; манера всезнайки; неумение изъясняться, плохая дикция; грамматические ошибки в резюме; узость интересов; манипулирование знакомством с известными в данной организации людьми; цинизм; низкий моральный уровень; недостаток такта; неспособность воспринимать критику; презрительные отзывы о предыдущих работодателях; отсутствие каких бы то ни было сведений о компании; невоспитанность (например, не благодарите за уделенное время); малое чувство юмора. - Темперамент и характер.
Недостаточная живость; вялое, рукопожатие; нерешительность; леность; недостаток искренности и уравновешенности; нетерпимость при сильно развитых предубеждениях; радикальность идей; несамостоятельность. Уверенность, энергичность, гибкость и оптимизм – слагаемые карьерного успеха. Все это необходимо показать на собеседовании. - Мотивация.
Отсутствие четких целей, задач, интереса, энтузиазма, целеустремленности; чрезмерная концентрация на деньгах: заинтересованность только в высокой оплате; нежелание начать снизу: ожидает слишком много и слишком быстро; выраженное нежелание учиться; нежелание отправляться туда, куда требуется; желание получить работу на короткое время; бездельничанье во время отпуска и приоритет пляжных удовольствий; неумение ценить время; отсутствие вопросов о будущей работе. Показать свое искреннее желание работать в данной организации и связать с ней свою судьбу надолго, пожертвовать, в разумных пределах, когда нужно, своим временем и усилиями, хорошие рекомендации для того, чтобы вас приняли на работу. - Ответственность и точность. Стремление к самооправданию, уклончивость, ссылки на неблагоприятные факторы; не сложившиеся семейные отношения; отсутствие интереса к общественной деятельности; опоздание на интервью без уважительной причины; неопределенность ответов на заданные вопросы.
Спросите у своих родных, друзей о наличии у вас перечисленных выше черт характера. Если они найдут, что у вас подобных отрицательных черт больше, чем одна треть, поработайте над собой, прежде, чем вы обратитесь с резюме в другую организацию.
Выбор – за вами, от него во многом зависят перспективы роста, как вашей карьеры, так и собственного благополучия. И помните, что успех – это путь, а не цель. Если представленной в практикуме информации было недостаточно, обратитесь к специализированной литературе.
Выпускники колледжа, дерзайте!
![]() |
Координационно-аналитический центр содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования |